Моника Спивак – доктор филологических наук, заведующая отделом «Литературное наследство» ИМЛИ РАН, заведующая Мемориальной квартирой Андрей Белого (филиал Государственного музея А. С. Пушкина); исследователь русской литературы, культуры, идеологии ХХ века. Автор многих работ, в том числе книги о Московском Институте мозга, хранящем коллекцию мозгов знаменитых людей, монографии «Андрей Белый – мистик и советский писатель», публикатор наследия Андрея Белого. Среди ее публикаций последнего времени: Андрей Белый и Наташа Тургенева: Роман в письмах. Материалы из архива Гетеанума (Дорнах) / Сост., вступ. ст., подгот. текста и примеч. Т. Байера и М. Спивак (М.: Рутения, 2020); Андрей Белый. История становления самосознающей души. Кн. 2 / Составление, подготовка издания М. П. Одесского, М. Л. Спивак, Х. Шталь (Литературное наследство. Т. 112. В 2-х кн.) (М.: ИМЛИ РАН, 2020).
Недавно появилась подготовленная Спивак книга: «Все мысли для выхода в свет – заперты» (М.: Common Place, 2021). Дневники 1930-х годов, позволяющие взглянуть на обстоятельства жизни великого символиста в последние его годы. Мы решили поговорить с Моникой Львовной и об этой публикации, и о наследии Андрея Белого вообще.
Вопросы задавал Данила Давыдов
Прошлогоднее 140-летие Андрея Белого, несмотря на всю специфику ковидного времени, кажется, принесло довольно солидные «беловедческие» плоды в области публикаций архивных материалов и исследований. Вы находитесь на переднем крае этого процесса, и поэтому именно от вас хотелось бы услышать, какие издания, в которых вы участвовали или нет, представляются вам самыми значимыми. Два тома «Литературного наследства», два тома несобранного из многотомника Белого – что еще?
О, да! юбилейный год – урожайное время для Андрея Белого. В это раз, хотя и дата не круглая (140-летие), приношения благодарных потомков были впечатляющими. Впрочем, большинство этих книг готовилось не к праздничной дате, а по чувству долга и из внутренней потребности, из интереса. Для меня, конечно, наиболее интересен и ценен двухтомник несобранного Белого, который готовили Александр Васильевич Лавров и его постоянный соавтор Джон Малмстад. Они собрали те статьи и эссе Белого, которые были рассеяны по газетам и журналам, которые не вошли в знаменитые его сборники «Символизм», «Арабески», «Луг зеленый». Многие из них были труднодоступны, вроде бы и опубликованы, но в действительности они выпали из поля зрения читателей и исследователей. Мне эти два внушительных тома очень облегчат жизнь, ждала его много лет с нетерпением. Особенно, на мой взгляд, важна вторая книга, с работами позднего Белого, с 1916 года. Если самые значительные из его статей 1900-х все же вошли в уже упомянутые книги («Символизм», «Арабески», «Луг зеленый»), которые, кстати, не так давно были переизданы, то поздние статьи так и остались в россыпи. Белый-публицист эпохи революции, эпохи эмиграции и, наконец, периода жизни в Советской России (1923–1933) впервые, можно сказать, является нам со страниц этой книги. Не все статьи хороши, некоторые даже вредят репутации писателя-символиста, но это придает книге особую пикантность. Про другие книги тоже надо пару слов сказать, хотя каждая из них заслуживает отдельной и – скажу нескромно – восторженной рецензии. «История становления самосознающей души» Андрея Белого – это очень большое событие, это совсем новый Белый. В нем Белый (пользуюсь его же словами) пролетает над историей человечества обозревает и анализирует путь земной цивилизации, начиная с первых гностических сект и заканчивая эпохой символизма. Здесь Белый – масштабный историк и настоящий мыслитель. Это сложно для чтения, но интересно и очень ново. Не могу не отметить еще одно важное издание, собственно юбилейное, которое, боюсь, многие пропустят: «Золотому блеску верил...». Книги, рукописи, изобразительные материалы из собрания Мемориальной квартиры Андрея Белого. К 140-летию со дня рождения Андрея Белого (1880–1934) / Сост., подгот. текстов, подбор иллюстраций М.Л. Спивак, Е.В. Наседкиной. М.: Государственный музей А.С. Пушкина, 2020. Это альбом, причем, очень красивый, но это и серьезная книга о книгах, о книгах Андрея Белого. В ней воспроизводятся неизвестные автографы писателя и его современников, рассказываются разные любопытные сюжеты, с ними связанные.