14 февраля 2024 г. в выпуске программы "Наблюдатель" на телеканале «Культура», посвященном Давиду Бурлюку, принял участие сотрудник отдела "Литературное наследство" ИМЛИ им. А. М. Горького РАН Львов К.В., к.и.н.
Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Можно составить целый список в пользу этой поговорки, но и не меньший в опровержение. Герой настоящей рецензии должен по праву стоять в первом списке. Исследователи неподцензурной литературы знали его как поэта, участника самиздатского альманаха «Синтаксис», лингвисты – как переводчика нобелевского лауреата Эудженио Монтале, Пьера Паоло Пазолини и других не менее интересных писателей. Наконец, специалистам по русскому религиозному ренессансу и наследию Серебряного века он известен как тончайший специалист по творчеству Владимира Соловьева и Вячеслава Иванова. Не удивлюсь, если стороннему человеку покажется, что речь о трех разных людях… При этом в каждой из этих областей Николай Котрелев (1941–2021) оставался непревзойденным мэтром, чутко чувствующим изучаемую культуру. Автор настоящей рецензии не был близко знаком с Николаем Всеволодовичем, мы лишь изредка виделись на конференциях и круглых столах. И меня не оставляла мысль, что я общаюсь с современником Соловьева и Иванова. А ведь рядом находились не менее серьезные знатоки эпохи. Но для меня они виделись именно экспертами, а не свидетелями прошедшего…
В первую книгу вошли изыскания и публикации, связанные с именем Соловьева и историей отечественного модернизма. Из соловьевских штудий, которые в числе прочего включают неизданную переписку философа, исследование работы «О причинах упадка средневекового миросозерцания», стихотворчество, обращает на себя внимание статья, посвященная «Трем разговорам». В ней Котрелев приводил фрагмент предисловия, не включенный мыслителем в окончательный вариант книги: «Каждый из собеседников (не исключая и князя) высказывается иногда соответственно моим мыслям, но ни с одним из этих лиц (не исключая и г. Z) я себя не отождествляю». В опубликованном тексте Соловьев писал, что «окончательно стоит» именно на точке зрения г. Z, хотя и признает относительную правду других участников спора. Размышлял исследователь и о комическом в творчестве философа, видя истоки в наследии Эрнста Теодора Гофмана, которого Соловьев чрезвычайно ценил и переводил. Вот некоторые афоризмы создателя «Оправдания добра», которые напомнят изречения Козьмы Пруткова: «Солнце восходит, но оно же и заходит, так и ты избегай односторонности», «Человека, крепко спящего, не спрашивай о его здоровье, подожди, когда он проснется». В заметке об издательстве символистов «Скорпион» Котрелев отмечал, что издательств, выражавших вкусы и направленность определенной группы литераторов, всегда находилось немало (горьковское «Знание», «Центрифуга» футуристов и т.д.), но в «Скорпионе» они обрели логическую законченность и характерность.
Прочитать рецензию полностью...
Андрей Мартынов
Независимая газета. 31.01.2024
Мемориальная квартира Андрея Белого Арбат, 55
14 декабря, четверг, 18.00
Вечер памяти Николая Всеволодовича Котрелева (1941–2021).
Презентация издания: Н.В. Котрелев. За 50 лет. Избранные труды: в 2-х кн. М.: ИМЛИ РАН, 2023
Выступают:
историк литературы, академик РАН А.В. Лавров (Пушкинский Дом – ИМЛИ РАН),
историки философии А.П. Козырев, Б.В. Межуев (МГУ),
друзья и коллеги.
Николай Всеволодович Котрелев (1941–2021), замечательный литературовед, искусствовед, переводчик, выдающийся специалист по русской культуре конца XIX – начала ХХ века, был другом музея Андрея Белого с момента его основания и многократно выступал в музее с яркими лекциями и докладами. Библиография Н.В. Котрелева насчитывает более 400 пунктов. Однако за 50 лет активной работы он не собрался выпустить ни свою монографию, ни сборник своих статей. В представляемом издании впервые собраны избранные работы исследователя, посвященные Владимиру Соловьеву, Вячеславу Иванову, Андрею Белому, Александру Блоку, Юргису Балтрушайтису и многим другим ярким фигурам русского Серебряного века.
В "Независимой газете" опубликована рецензия А. Мартынова, посвященная выходу тома 113 "Литературного наследства" — Валерий Брюсов и Петр Перцов. Переписка 1894-1911 гг.
Соболев, А. Л. Общество свободной эстетики (1906–1917) / отв. ред. М. Л. Спивак. — М.: ИМЛИ РАН, 2023. — 488 с.: ил. (Библиотека «Литературного наследства». Вып. 11).
Издание посвящено истории московского литературно-художественного объединения «Общество свободной эстетики», до сих пор остававшейся на периферии исследовательского интереса. Основанное в 1906 г. Валерием Брюсовым и просуществовавшее до 1917 г., Общество объединяло многих видных деятелей литературы, изобразительного искусства, театра и музыки, сыграв заметную роль в культурной жизни Москвы. Книга состоит из трех частей: хроники мероприятий; полного свода сохранившихся протоколов и биографического словаря членов Общества.
Ключевые слова: Общество свободной эстетики, Валерий Брюсов, ли- тературно-художественные объединения, история русской литературы, литературно-художественная жизнь России начала XX века.
Федунина, О.В. Криминальный бестиарий: зверь — текст — жанр: монография. — Тула: Аквариус, 2023. — 148 с.
Научные рецензенты: д.ф.н. О.Л. Довгий (МГУ), д.ф.н., доц. Е.Ю. Козьмина (УрФУ) Редактор-переводчик В.А. Резвый (ИМЛИ РАН)
Книга, предлагаемая вниманию читателей, продолжает традицию, начатую серией «В память о львино-лисьих бестиариях», и объединяет под одной обложкой исследования автора в области поэтики криминальной литературы, с акцентом на функциях бестиарного кода в различных ее жанрах: классическом детективе, полицейском романе, «расследовании жертвы» (термин О.В. Федуниной) и «авантюрном расследовании» (термин Н.Н. Кириленко). Материалом для анализа послужили произведения У. Коллинза, А. Конан Дойля, С.Г. Колетт, М. Дюрас, А. и Г. Вайнеров, Ф.Д. Джеймс, А. Левина, Б. Обэр и др. Избранный подход выводит к неизменно актуальному вопросу о границах криминальной литературы и формировании в ее рамках самостоятельных жанров (с опорой на концепцию М.М. Бахтина). В связи с этим дополнительно рассматриваются такие жанровые формы, как роман семейной тайны и «свернутый» роман. Зверь в системе персонажей, сюжете, метафорике произведения предстает нарушителем устоявшихся конвенций и границ на разных уровнях поэтики, благодаря чему рождаются новые, неожиданные смыслы.
9 октября на Международном научном форуме "В. Я. Брюсов и русский модернизм на фоне мировой культуры: к 150-летию со дня рождения писателя" состоялась презентация только что изданного 113-го тома "Литературного наследства".
Впервые полностью публикуется переписка 1894-1911 гг. между одним из основателей и лидеров русского символизма В.Я. Брюсовым и видным издателем и литератором П.П. Перцовым. Эпистолярный корпус состоит из 364 писем и в нем выделяются три части. Первая часть (1894-1896 гг.) преимущественно посвящена обсуждению современной литературной жизни. В письмах Брюсов формулирует свою литературно-эстетическую концепцию символизма. Вторая часть переписки начинается в октябре 1898 г. и становится все более интенсивной в связи с участием Брюсова и Перцова в совместных литературных проектах. Главным их общим делом стал выпуск с 1903 г. ежемесячного журнала "Новый Путь". Перцов был его редактором-издателем, а также одним из акционеров, а Брюсов частично исполнял обязанности литературного секретаря редакции. Третья часть (1904-1906 гг.) содержит общественно-политическую проблематику - реакцию корреспондентов на всколыхнувшие Россию события войны с Японией и последовавшей революции.
Составитель тома - выдающийся специалист по литературе русского модернизма первой четверти ХХ века, академик А. В. Лавров (ИРЛИ РАН).
Книга иллюстрирована редкими фотографиями и автографами.
- Библиотека ЛН: Николай Котрелев. За 50 лет. Избранные работы
- В октябрьском номере журнала "Звезда" опубликована найденная в Отделе рукописей ИМЛИ поэма Бориса Божнева
- Презентация 113-го тома "Литературного наследства"
- В сентябрьском номере журнала «Иностранная литература» (№ 9. 2023) впервые публикуется на русском языке сборник выдающегося португальского писателя-модерниста Фернандо Пессоа «35 сонетов»